І. Гражданское переустройство школы = образование гражданского общества.
1. Школа – единственный общеобязательный социальный институт в нашей стране. Только через школу с необходимостью проходят абсолютно все. Школа образовывает общество. Какова наша школа – такова и наша жизнь.
2. Сегодняшняя школа в Украине – зависима и инфантильна. Она просит денег, ждет приказов и ходит строем. Часто лукавит, насилуется и насилует. Такая школа способна создать только деформированное, несамостоятельное и неответственное будущее нашей страны.
3. Процесс образования намного сложнее и деликатнее, чем то, что можно описать нормативными инструкциями. Учащийся в школе не только учит отмеренную ему информацию и алгоритмы стандартных действий по перечню академических дисциплин, – он проживает в школе важнейшую часть своей жизни, время формирования личности. Учащийся впитывает в себя стиль и принципы отношений, способы взаимодействия, ценности, на которых построена школа. Образование осуществляется взаимодействием в пространстве школы. Итог образования преимущественно зависит от того, на какой системе ценностей и взаимоотношений построена школа. Свободного, ответственного и любопытного человека воспитает только свободная, ответственная и любопытная школа, свободный, ответственный и любопытный учитель.
4. Реформы, единообразно спущенные сверху административным приказом, неестественны и вредоносны в гуманитарной сфере, в сфере образования и культуры. Школе они окончательно пробивают голову, лишают ее остатков самостоятельности и ответственности. Чтобы школа была живой, она должна расти снизу вверх, как дерево.
5. В сегодняшнем мире школа – корневая система общества. Общество структурируется вокруг школы. Эффективная и ответственная гражданская школьная система в современном устойчивом обществе должна выглядеть так:
Эти пять элементов школьной системы с необходимостью должны находиться не в иерархически-приказных, но в контрактно-договорных отношениях. Они должны быть разными лицами.
6.В гражданском обществе школа непосредственно, без государственного контроля, ответственна перед гражданами, которые пользуются ее услугами. Именно структуры гражданского общества и нанятые ими профессионалы координируют деятельность школы.
7. Для того, чтобы стать ответственной и эффективной, нашей школе необходимы три перехода:
– переход от чиновничьей унификации и регламентации содержания и форм обучения к их реальномуразнообразию и согласованию с заказчиком;
– переход от инспекторского контроля процесса обучения к независимой экспертизе результатовобучения;
– переход от предметно-ориентированной парадигмы к критериально-ориентированной парадигме в обучении.
8.Критериальные векторы современной ответственной и эффективной школы:
• знания и предметная компетентность;
• развитое и свободное мышление;
• личностная смысловая и ценностная самоидентичность;
• толерантность;
• диалогичность;
• экологичность;
• уважение к законам и общественным соглашениям.
9. Методологические векторы современной ответственной и эффективной школы:
• возрастосообразные, психологически корректные формы организации учебной деятельности;
• учебные программы, адекватные логике и природе знания соответствующей учебной дисциплины;
• самостоятельное творчество и формирование личностных смыслов приоритетней воспроизведения нормы.
10. Люди, живущие вокруг школы, зависящие от результатов ее деятельности и оказывающие решающее влияние на её функционирование – это и есть локальные сообщества граждан, необходимый элемент структурированного гражданского общества. Которого у нас нет.
11. У школы, как социального института, есть свой учебный план по отношению к обществу. Это образование, – как создание, моделирование, – гражданского общества и свойственных ему структур и ценностей. Когда люди, непосредственно и прямо зависящие от результатов деятельности школы, не имеют легальных и эффективных способов влияния на неё, – это отражает инфантильность, несамостоятельность, незрелость общества и является, по сути, таким же браком в образовании, как несформированность базовых знаний и навыков в учебных предметах.
12. Построение школы в такой же степени является целью общества, в какой построение общества является целью школы. Поскольку миссия школы – сохранение и транслирование из поколения в поколение духовных, интеллектуальных и культурных ценностей. Что, собственно, и делает общество развивающимся и живым.
13. Тенденции, способствующие сегодня построению в Украине эффективной гражданской школы:
• украинское общество уже живет в «эпоху перемен»;
• реформа школьного образования обеспечена импульсами «снизу» и является ответом на органичные потребности общества;
• существуют необходимые стартовые ресурсы и условия для реформ;
• система образования достаточно устойчива и может выжить и функционировать в период реформы и модернизации.
14. Тенденции, препятствующие сегодня построению в Украине эффективной гражданской школы:
• общество не имеет опыта брать на себя ответственность: потребители и заказчики образования слабо структурированы и консолидированы;
• государство не имеет опыта делиться полномочиями и выполнять общественные заказы: разработчик образования умеет предписывать и контролировать, но не умеет предлагать варианты и сотрудничать;
• исполнитель образования не имеет достаточного опыта легальной самостоятельности и ответственности;
• самостоятельность и независимость скорее всего воспринимаются у нас, как возможность контролировать другого;
• профессиональное сообщество более всего озабочено бытовым выживанием;
• императивные способы взаимодействия порождаются повсеместным ожиданием императивных способов взаимодействия;
• весьма вероятное снижение уровня репродуктивного знания может быть воспринято, как неудача реформы;
• обществу знаком исключительно опыт «спущенных сверху» реформ;
• критериальные векторы гражданской школы мало присущи нашему обществу и тем взрослым, которые должны этому учить детей.
15. И все-таки сегодня в Украине существуют уникальные возможности, которые нельзя упустить. Школа, выполняющая свою миссию по отношению к обществу, способна в действительности создать:
• структуры гражданского общества;
• актуальные жизнеспособные учебные форматы и практики;
• позитивные ответственные изменения в общественном сознании;
• новые источники и способы финансирования общественных потребностей.
ІІ. Реформа управления образованием на основе принципа общественно-профессионального партнерства.
1. Настоящие реформы в любой стране невозможны без реформы образования. И проблема не в том, чтобы эту реформу выработать и прописать, – проблема в том, чтобы внутри самой системы найти инициативных и заинтересованных союзников для практического осуществления такой реформы. Предположение о том, что государство само справится с задачей образования и воспитания нового поколения, только лишь на основе госбюджетного регулирования, на основе приказов, инструкций и контроля, без уважительного партнерства с самостоятельным профессиональным сообществом и развитой общественной инициативой, – является наивным и устаревшим управленческим романтизмом.
2. Создание гражданского общества в Украине невозможно без повышения уровня самостоятельности, влиятельности и взаимодействия профессиональных и общественных струк¬тур. Образование должно стать основой изменения общественного сознания в направлении роста его структурированности, самоосознавания и ответственности. В то же время образовательная политика должна формироваться на основе общественных интересов с учетом особенностей, присущих самому образованию, как традиционному культурному институту.
3. Качественно и эффективно реформировать систему всеобщего обязательного образования в Украине можно только лишь при условии реформирования принципов и механизмов управления этой системой.
Основное направление реформирования управления образованием: создание системы общественно-профессионального партнерства в управлении практической деятельностью и перспективным развитием системы образования.
4. Основные парадигмы реформирования управления образованием:
Парадигма социальной взрослости: осуществление преобразований базируется на создании и стимулировании общественных и профессиональных процессов и форм деятельности, направленных на повышение энергии самостоятельности и ответственности в соответствующих социальных группах и обществе в целом.
Ресурсопорождающая парадигма: осуществление преобразований не обусловлено возможностью постоянного привлечения внешних ресурсов, – самый ход преобразований должен будет порождать определенные ресурсы, способные сделать новую систему самостоятельно жизнеспособной.
5. Основные задачи реформирования управления образованием:
• Создание новой философии и новой системы управления образованием, соответствующее перераспределение функций и полномочий между государственными (центральными и местными) органами, профессиональными и общественными структурами.
• Создание системы протекционизма по отношению к различным источникам и способам финансирования и ресурсообеспечения образовательных учреждений и образовательной деятельности.
• Создание условий для возникновения характерных для открытого общества плюралистических общественных и профессиональных структур, взаимодействующих между собою и с внешним миром, способных оказывать воздействие на развитие сферы образования.
• Эффективная и устойчивая интеграция отечественной системы образования в мировую образовательную систему.
Евгений Медреш - директор учебного комплекса «Гимназия ОЧАГ» г. Харьков